Документы территориального планирования
- ФЗ от 03.07.2016 N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (начало действия закона – 01.01.2017 года, частично с 01.07.2017)
- ФЗ от 31.12.2017 N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (начало действия закона – 11.01.2018 года, частично с 01.01.2021)
- ФЗ от 31.07.2020 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (начало действия – 31.07.2020)
- Постановление Правительства РФ от 26.11.2012 N 1220 (ред. от 15.05.2019) «О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему»
- Приказ МЭР РФ от 09.01.2018 N 10 (ред. от 09.08.2018) «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа МЭР РФ от 7 декабря 2016 г. N 793»
- Приказ МЭР РФ от 21.07.2016 N 460 (ред. от 05.02.2018) «Об утверждении порядка согласования проектов документов терр. планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования»
- Приказ МЭР РФ от 23.11.2018 N 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, терр. зон, ООПТ, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, терр. зон, ООПТ, ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, терр. зон, ООПТ, ЗОУИТ, и о признании утратившими силу приказов МЭР РФ от 23.03.2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236» и др.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Подразделяются на:
1.документы территориального планирования Российской Федерации;
2.документы территориального планирования двух и более субъектов РФ, документы территориального планирования субъекта РФ;
3.документы территориального планирования муниципальных образований.
К документам территориального планирования МО относятся (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ):
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
При обосновании генплана поселения, городского округа (ст. 23 ГрК) необходимо обосновывать дополнительно варианты размещения объектов местного значения поселения, городского округа.
Вывод: генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащим в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений (ч. 2 ст. 18, п. 1 ч. 7 ст. 23, ч. 1 и 5 ст. 26 ГрК РФ).
Документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юр. лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
(Постановление Девятого ААС от 05.03.2018 по делу N А40-182860/15)